Вождение автотранспорта,  Публикации

Кто кому должен уступать дорогу при возникновении нештатной ситуации

Кто кому должен уступать дорогу и кто имеет приоритетное право проезда, четко оговорено в правилах дорожного движения. Тем не менее, на дороге часто возникают ситуации, когда правильнее бывает не доказывать свою правоту, подставляя под удар бок автомобиля, а пропустить вперед торопливого нарушителя.

Ярким примером могут служить многочисленные конфликты с водителями транспорта, перестраивающегося на вашу полосу из соседних рядов. Подобные случаи знакомы каждому автомобилисту: живущему в машине круглый год таксисту и сезонному «дачнику», «мастеру» и «чайнику», «тихоне» и «наглецу». Возникают они, как правило, неожиданно и в большинстве своем заканчиваются мирно, но вносят определенную нервозность в движущийся поток.

Рассмотрим классические примеры таких ситуаций. Стоявший справа у тротуара автомобиль, начав движение, по каким-то причинам резко выезжает на вашу полосу. Если вы едете с приличной скоростью в плотном потоке, да еще по скользкой дороге, то возникает предаварийная ситуация: вы пытаетесь маневрировать в ограниченном коридоре своей полосы, сигналить, тормозить, словом, делать все, чтобы продемонстрировать, что вам очень помешали. Кому адресован этот спектакль? Нарушителю? Так он и сам знает, что создал вам неудобство. Едущим рядом? Им «до фени» ваши трудности. Иногда такое поведение приносит плоды, и вам удается заставить нарушителя отказаться от задуманного маневра, но какой ценой? Едва ли стоит, рискуя попасть в аварию, бороться за первенство, чтобы в напряженной «схватке» выиграть три метра дороги и несколько десятых долей секунды. Гораздо разумнее бывает слегка сбросить газ и, даже не притормаживая, пропустить торопливого водителя вперед. При этом не считайте, что он нарушил правила, и не пытайтесь при первом удобном случае обойти обидчика на вираже.

Рассматривайте такие ситуации как штатные, ведь и вы не всегда безгрешны на дороге, к тому же вы были свидетелем лишь маленького отрезка времени и не знаете, что случилось за несколько секунд до маневра и что могло вынудить водителя так перестроиться.

Не забывайте, что отъезжающий от остановки транспорт общего пользования в населенных пунктах имеет преимущество и его нужно пропускать обязательно. Торопливые водители маршруток в борьбе за пассажира злоупотребляют этим преимуществом, резко перестраиваются и выезжают на вашу полосу, практически не глядя в зеркало заднего вида и не учитывая дорожной обстановки сзади. Результатом этого стало значительное увеличение количества ДТП на общественном транспорте.

Похожие конфликты возникают при выезде автомобиля с полосы разгона на вашу полосу движения, при перестроении с одной полосы на другую. Выявить и устранить такие конфликтные ситуации по силам даже начинающим водителям. Нужно просто быть более внимательным, наблюдать за обстановкой не только впереди автомобиля, но также по бокам и сзади, заранее выявлять транспортные средства, движущиеся с большей или меньшей скоростью, с включенными указателями поворота. Кроме того, нужно учиться видеть помехи, которые могут вынудить других водителей перестроиться на вашу полосу, предвидеть развитие дорожной обстановки. Но самое главное, надо быть терпимее друг к другу, добрее, уважительнее относиться к коллегам.

Продолжая эту тему, нельзя оставить без внимания такие актуальные вопросы, как встречный разъезд. Зимой, когда обочины завалены сугробами снега и машины приходится парковать прямо на проезжей части, на многих улицах остается свободной для движения всего одна полоса. По ней машины и пробираются, уступая друг другу, заезжая в «карманы». Все идет нормально до тех пор, пока не встретятся два «барана». Вместо того чтобы одному из них уступить дорогу, они долго будут моргать друг другу фарами, браниться, пытаться объехать препятствие по сугробу. Хорошо, если при разъезде они не поцарапают машины и не застрянут, создав пробку. Не уподобляйтесь этим «баранам» и ищите выход не в упрямстве, а в разумном решении.

Многие слышали о том, как тактично по отношению к коллегам ведут себя водители в европейских странах. В какой именно стране, неважно — это зависит от рассказчика. Суть повествования обычно такова: едущий по одной из центральных улиц автомобиль сворачивает на узкую улочку, где с трудом пробирается между припаркованными машинами. За ним следует еще несколько автомобилей. Вдруг едущий во главе колонны водитель осознает, что свернул не в тот переулок. Он останавливается, включает передачу заднего хода и едет назад. Все стоящие сзади безропотно повторяют те же действия, и колонна движется в обратном направлении до тех пор, пока заблудившийся не выйдет на большую улицу. У нас такое возможно? А хотелось бы, чтобы так уважительно относились друг к другу и наши водители, то есть мы с вами.

Или такой пример: на главную дорогу с интенсивным движением из дворового проезда направо пытается выехать автомобиль. Если не будет разрыва в потоке, то он простоит очень долго и никто его не пропустит. Сделайте над собой усилие, уступите дорогу, имея преимущество, и вы почувствуете, как приятно делать добро, увидите благодарную улыбку на лице незнакомого человека. Это совсем не пустяк, так как хорошее настроение за рулем – залог вашей безопасности.