Кафедральный собор Байонны – святыня католической Франции
Главной святыней католического мира с древних времен считается Кафедральный собор Богоматери, возведенный в Байонне, прямо в центре города. Рядом с Байоной можно увидеть удивительно хорошо сохранившиеся замки Франции. Храм был построен вместо романского собора, который был разрушен во время пожара. Строительство Кафедрального собора было начато в 13 веке, и завершилось только в начале 16 века. Наиболее старинной частью храма считается апсида, которая датируется 13 веком.
В 19 веке была сделана реконструкция храма. Круглый витраж был создан в начале 20 века. Архитектура собора является готическим стилем, модным во Франции в 13 веке. Этот стиль характеризуется богатым декорированием. Алтарь, декорирован золоченой гравировкой, на которой изображены различные библейские сцены, на амвоне, изображен позолоченный дуб. Экстерьер собора заметен большим числом статуй и гаргулий. Причем, основная функция гаргулий относится не к охране храма от злых демонов, а для того чтобы отводить потоки дождевой воды от здания. За счет применения нервюрного свода, архитекторы смогли серьезно снизить массу конструкции храма и увеличить оконные проёмы.
Своды собора украшены различными гербами. Особый интерес вызывают, английские геральдические львы, герб самого города и гринмен, самый загадочный готический символ в храмовом искусстве. Его происхождение до сих пор неизвестно. Витражи собора датируются 16 веком. Они показывают различные многочисленные библейские сюжеты: на южной стороне показаны сцены сотворения мира и первородного греха. На северной стороне, представлены моменты жизни Богоматери и всевозможные эпизоды из жизни Христа. Благодаря Кафедральному собору Байонны Аквитания стала еще популярнее. Большой интерес вызывает витраж, который был создан в 1531 году. Его можно увидеть в капелле святого Иеронима. Витраж является иллюстрацией сюжета из Евангелия, где рассказывается об исцелении от бесов дочери хананеянки, которая попросила об этом Иисуса Христа.
Весьма оригинально сделана кафедра из красного дерева, имеющая металлическую рампу. Она была построена в 18 веке, в популярном стиле рококо. По своей форме кафедра напоминает шестиугольную конструкцию, имеющую пять барельефов. Каждый барельеф имеет изображение женщины. Четыре больших панно представляют собой аллегорические изображения четырех основных христианских добродетелей. На пятом панно женщина в поднятой руке держит ветвь (возможно оливы), у нее в ногах сидит пеликан, который согласно христианской символике считается символом добра и самопожертвования.